Это наш
город!

Это доброе слово «мультик»

 Это доброе слово «мультик»

23 апреля 2018


Иван Белоусов

Перед тем, как приступить к написанию этой статьи, я провел небольшой опрос среди знакомых. Попросил их вспомнить хотя бы один советский мультфильм, который бы они не стали показывать сегодня своим детям?

Добро в каждом кадре

Причем, имелась в виду не какая-то смысловая нагрузка, а сцены насилия, ругательства, унижения и откровенной глупости. Признаться, так никто и не смог. Да, были в нашем детстве странные мультфильмы, которые действовали на неокрепший разум ребенка пугающе. Один только «Калиф-аист» чего стоит! Или «Контакт» с весьма специфичным инопланетянином. Но это лишь единичные случаи, которые даже нельзя назвать исключениями. В основном и целом, все (!!!) советские мультфильмы были наполнены добром. И обязательно несли в себе воспитательную функцию.

Мы учились быть добрее вместе с Крошкой Енотом, переживали за сестрицу Аленушку и ее непутевого братца Иванушку, познавали мир, смотря мультфильмы, снятые по сказкам народов Земли. Даже псевдозлой Волк из «Ну, погоди!» был настолько не страшен и комичен, что его даже было жаль. Чего не скажешь о его западном коллеге коте Томе.

Мне не очень нравится слово «анимация». Как-то с ранних лет куда приятнее, мягче и нежнее привык к «мультипликации». Мультики – они по сию пору остаются мультиками для детворы, а не какими-нибудь там анимированными историями. Они были с нами все детство, да и потом, уже взрослея с каждым годом, мы не отказывали себе в удовольствии пересмотреть любимые мультфильмы времен СССР.

Мутные краски

А потом, вместе с развалом Советского Союза все рухнуло. «Союзмультфильм» - основной «поставщик» рисованной радости для детей – едва-едва выживал в условиях рыночной экономики. Зато на наших телеэкранах появились американские мультсериалы, которые можно было смотреть круглый год. Да, там были истории про уток и мишек Гамми, но они не шли ни в какой сравнение с нашими Чебурашкой или Чучелом-Мяучелом. Мы, взрослые, оказались не готовы к тому, что за всем этим буйством красок таятся (особо и не скрываясь) совершенно иные ценности – власть, деньги, агрессия. Вряд ли кто-то проверял эти мультфильмы на, скажем так, профпригодность для нашего зрителя.

Помогать упавшему? Защищать слабого? Сделать что-то просто так, без поиска какой-то выгоды? Нет. Эти сантименты не любят зрители за границей. Они просто непонятны им. «Каждый сам за себя», «Сделай себя сам», «Побеждай любой ценой» - вот, пожалуй, основные лозунги западной анимации. А герои советских мультиков учат малыша помогать родителям, друзьям, учат взаимовыручке. Тот, кто ленится, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд — это полезное дело.

Западные же мультфильмы пропагандируют культ индивидуализма, оторванности от любых коллективов, а если герои и объединяются, то зачастую либо для разбоя, либо перед лицом внешнего общего врага. Идеалом хорошей жизни в западных мультфильмах является обладание множеством денег и ничегонеделание.

Да, да, была и есть студия Уолта Диснея, чьи мультфильмы входят в мировой фонд культуры. Но посмотрите того же «Короля Льва», в котором есть весь набор этих клише. Тут есть моменты, которые вызывают агрессию, есть кадры, глядя на которые хочется заплакать, есть сибаритский позыв «Акуна Матата», призывающий к лени. Если проводить эту параллель с нашей «обломовщиной», то мне все равно трудно представить Илью Ильича напевающего перед Штольцем «Акуна матата, сударь. Жизнь есть поэзия». Но красочная картинка иностранных мультфильмов обволакивает детский разум, пропуская в него чуждые для России истины.

Можно ли представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы или ярости на лице, может ли она вообще скалить зубы и быть агрессивной? Можно ли представить себе Царевну-лягушку, которая дерется как мужик, а вот принцесса Фиона из «Шрека» может, и делает это не просто привычно, а жестоко и со вкусом.

Повторение – удел неумех?

Кто-то скажет – «Да бросьте нагонять страху-то! Мы ведь тоже не в лаптях. Надо идти в ногу с прогрессом. Пережили Лёлика с Болеком, переживем и Бивиса с Баттхедом!». Это да. Можно, конечно, пройти через огонь, получить шрамы на всю жизнь и запомнить этот урок. Многие так и делают, попросту отгородив своих детей от просмотра очередных серий про кособокоглазую свинку Пеппу, несуразнофигуристых фей Винкс и абсурдного Губку Боба. Тем более, что сейчас российская мультипликация переживает свой подъем. Но тут есть одно «но»…

Повторение хорошего не всегда является лучшим. Некоторое время назад по телевизору крутились старые советские мультфильмы, но для чего-то переозвученные заново. Не было в них привычных голосов Бориса Чиркова, Алексея Грибова или Георгия Вицина. Не было оригинальной музыки. Такое ощущение, что тебе подсунули советский лимонад «Буратино» со вкусом бензина. Сейчас возник скандал с возрождением серий про «Простоквашино». Зачем? Что нового вы можете показать? Автор дяди Федора, Матроскина и Печкина писатель Эдуард Успенский уже выразил свое негодование по этому поводу. Мало того, что его разрешение никто особо и не спрашивал, так авторы простоквашинского новодела еще и стали менять имена героев по своему усмотрению – «Да, папу дяди Федора зовут Дима, а у его дочери (то есть родной сестры дяди Федора) отчество отчего-то Павловна. Логики нет, но нам уже уплочено».

Задайтесь вопросом – почему никто не помнит наизусть песни из «Новых бременских музыкантов»? Вот и я не знаю, зато хоть сейчас разбуди меня среди ночи, и я четко спою, про тех, кто не платит королю налоги и с чем хорошо бродить по свету.

Будет ли возрождение?

Ладно, давайте о хорошем. Маша и медведь – прекрасны. Как и Барбоскины. И Фиксики тоже. Смешарики. А еще Три кота и одна кошечка. Про Лунтика опять же ничего плохого не скажу. Ну и, конечно, Три богатыря. Впрочем, если бы создатели последних остановились на трилогии и не вымучивали последующие сюжеты, то этой былинной саге можно было бы ставить твердое «пять». Но пока российские мультфильмы все же стараются в чем-то подражать западным, далеко не качественным образцам. Тут свои правила диктует рынок. Чем лучше продается, тем больше нужно делать. А качество при этом все больше отстает от количества.

Кто бы что ни говорил о нынешнем влиянии Интернета, но сегодня благодаря ему можно найти настоящие жемчужины советской мультипликации, которые давно и напрочь забыты телеканалами, даже рассчитанными на детскую аудиторию. А ведь богатств «Союзмультфильма» и других студий хватит на долгие годы показа. Но, видимо, это никому из телебоссов это интересно. А порой так хочется услышать знакомое «Ребята, давайте жить дружно!» и в очередной раз согласиться с мудрым котом Леопольдом.


Возврат к списку