ОНФ: проблем в доступности полисов ОСАГО для жителей Югры нет
Эксперты Общероссийского народного фронта в Ханты-Мансийском округе в рамках проекта ОНФ «За права заемщиков» провели мониторинг доступности полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для жителей региона. Общественники провели опрос автомобилистов, рейды по точкам продаж полисов, а также выяснили, есть ли проблемы при оформлении электронного договора ОСАГО.
Особое внимание в ходе проверки общественники обратили на типичные проблемы, с которыми автовладельцы сталкиваются при оформлении полисов: навязывание дополнительных услуг (страхование жизни или имущества), увеличивающие стоимость полиса, непредставление информации о скидке за безаварийную езду, отказы в продаже под предлогом отсутствия бланков.
«В ходе мониторинга выяснилось, что существенных проблем в оформлении полиса в страховых офисах в Югре не выявлено, Ханты-Мансийский округ не входит в число проблемных регионов, где по итогам 2017 г. выплаты по ОСАГО существенно превысили собранные премии. Нет в регионе примеров невозможности заключить страховой договор из-за отсутствия бланков полисов. Отсутствуют в офисах страхования и очереди, напротив, сегодня заключить договор автогражданки можно на крупных автозаправках, где обустроены пункты выдачи полисов», - прокомментировал эксперт ОНФ в Югре Сергей Кулаков.
При этом 90% опрошенных рассказали о попытке страховщиков навязать им дополнительные услуги». Более 70% опрошенных ответили, что знают по порядке применения КБМ (коэффициента бонус-малус – скидки за безаварийную езду) и пользуются им при оформлении полиса. По мнению автомобилистов КБМ существенно снижает стоимость страховки и является реальным стимулом соблюдать правила дорожной безопасности и стремиться к безаварийной езде.
В то же время при оформлении электронного полиса сложности есть. Так активисты ОНФ в Югре попытались получить электронный полис шести крупнейших страховых компаний. Удалось довести оформление до конца только в одной. В остальных случаях возникли проблемы: на последнем этапе появлялось сообщение, что возникли трудности с оформлением полиса; требовались сканы документов вплоть до ПТС; после ввода данных предлагалось перейти на другой сайт, при попытке продолжить оформление, ввод данных начинался заново, и так бесконечно по кругу...
По словам регионального координатора тематической площадки ОНФ «Цифровая экономика» Константина Тернового, недопустимо в эпоху развития цифровых технологий вынуждать людей по старинке просиживать в страховых офисах из-за невозможности оформить услугу онлайн.
К слову, эта проблема характерна не только для Югры. В ходе всероссийского мониторинга активисты ОНФ сделали почти 300 тестовых оформлений e-ОСАГО по стране, и 59% из них были затруднены по различным причинам.
Отдельно общественники интересовались, как автовладельцы относятся к предстоящей реформе ОСАГО, которую предлагает Центральный банк и правительство РФ. В частности, планируется расширить коридор для базового тарифа, ввести более справедливый механизм расчета коэффициента «бонус-малус», в течение пяти лет дать право страховщикам самостоятельно устанавливать тарифы и поправочный коэффициент.
Как выяснилось, жители Югры практически мало знают о предстоящей реформе, но на улучшение качества услуг не рассчитывают, а к повышению стоимости ОСАГО относятся негативно.
Данные о выявленных нарушениях эксперты Народного фронта передали в контролирующие и надзорные органы.