Виртуальный интеллект "Vika" сориентирует югорчан в электронных госуслугах
Наталья Комарова посетила Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий в Ханты-Мансийске, где ей презентовали нейронную сеть «Vika», разработанную в автономном округе.
Напомним, буквально несколько дней назад проект Депинформтехнологий Югры «Нейронная сеть для Госуслуг» получил премию Института развития интернета и занял третье место в номинации «Лучший проект по цифровизации региона».
Имя «Vika» образовано от слов «virtual intelligence» («виртуальный интеллект»). Уникальность сети заключается в том, что она специализируется на предоставлении информации именно о тех электронных госуслугах, которые наиболее востребованы у югорчан. Их популярность растёт с каждым годом: только с начала года в Югре подано уже более 3 миллионов 800 тысяч запросов по региональным и муниципальным услугам. Чтобы жителям было проще ориентироваться в различных цифровых решениях и была разработана нейросеть на базе искусственного интеллекта. В ней интегрированы электронные сервисы различных систем, что исключает их дублирование и позволяет увеличить охват аудитории.
«Vika» – не портал госуслуг. Это дорога к порталу», – отметила Губернатор Югры. Также Наталья Комарова поинтересовалась у разработчиков, какой уровень компьютерной грамотности необходим пользователю, чтобы пользоваться всеми возможностями «Vika». Специалисты подчеркнули, что поставили перед собой цель свести этот уровень к минимуму или вообще к нулю, при этом расширив перечень сервисов. Также они сообщили главе региона, что персональные данные каждого человека находятся в полной безопасности, так как авторизация производится через единую систему идентификации и аутентификации.
По словам директора Депинформтехнологий Югры Павла Ципорина, не стоит сравнивать две нейросети: югорскую «Vika» и российскую «Алису» – перед ними стоят разные задачи. «Задачи у Алисы – покрывать широкий круг вопросов от космоса до самых простых вещей, но при этом очень узкими ответами. А наша задача другая. Мы выбрали узкое направление – государственные услуги и сервисы и обучаем нейросеть более глубоко, чтобы она пошагово могла рассказывать об их использовании», – пояснил он.
Обучение системы ведется на протяжении года. Специалисты уже реализовали электронные сервисы по поиску медицинского участка,
управляющей компании, цен на топливо, спортивных секций и междугородних автобусных маршрутов, а также контактной информации органов власти округа регионального и муниципального уровней. По всем этим направлениям помогают ориентироваться виджеты. «Это далеко не предел, – дополнил Павел Ципорин. – Сейчас проводим её обучение по теме подключения цифрового телевидения. В обозримом будущем «Vika» сможет ответить на вопросы по услугам в сфере строительства и экономики, например, как создать свой бизнес и получить поддержку».
Источник: Депинформтехнологий Югры