Ханты-Мансийск. Посвящение

Это почти не журналистский материал. Поскольку импульс к его написанию личный, от сердца. То есть, это не редакционное задание и не часть медиа-плана. Это порыв души. Написать посвящение Ханты-Мансийску. Потому что за окном первый теплый летний день, а на календаре близится 12 июня – не только День России, но и 436-ой день рождения города.
Столица Югры – город со своей атмосферой. Всегда так было. Даже тогда, когда власть не задумывалась о том, что эту атмосферу нужно создавать целенаправленно. Не только строя новые дороги и благоустраивая дворы, но и через вовлечение в дела города всего местного сообщества – через акции и мероприятия, через крупные события и простые субботники.
Это сейчас такой подход является научным, а Ханты-Мансийск – в передовиках, как муниципалитет, где местная власть умеет строить диалог с горожанами.
Но, памятуя окружной центр пятнадцать-двадцать лет назад, особая аура здесь чувствовалась и тогда. Да, много раз было говорено – березы, кедры, холмы. Но и не только. Еще люди, лица. Река. Слияние. Мамонты. Мост. И сочетание всего этого. Сочетание уникальное, специфичное.
Атмосфера «от рождения»
Говорят про людей: повезло с рождения. Наверное, действительно есть этот изначальный «дар судьбы». Думаю, про города тоже так можно сказать. Повезло с географией - с природой, с ландшафтом, с рекой, в конце концов. Да и с властью повезло, чего уж там говорить. Ведь человеку тоже с родителями может повезти или нет. Философские категории, и все же они есть в нашей жизни и многое определяют.
Ханты-Мансийск в себя влюбляет сразу и бесповоротно. Видавшие много чего москвичи раскрывают рот, иностранные гости удивляются: они вообще в Россию приехали?!… «Свои» сибиряки из ближайших Сургута или Нягани, находясь в Ханты-Мансийске в командировке, вдруг ловят себя на мыслях, что ощущения «как на отдыхе». При этом в других местах Югры такого нет – рабочая атмосфера рабочих городов. А тут выходишь в парк Лосева, птицы поют, березы качаются, вода журчит, садишься на скамейку и перестаешь о чем-то думать.
Человеку свойственно что-то недооценивать, что-то переоценивать. Так уж мы устроены, нам всегда «мало». Просто чарующую природу Ханты-Мансийска с его пейзажами, разлитыми по рельефу горизонта, мы умудряемся «не замечать». Вернее, мы о ней знаем, но редко обращаемся за помощью – погулять по лесу, прочистить мозги, чтобы выветрилось все ненужное и ложное, посидеть на берегу реки, чтобы наполниться спокойствием и уверенностью.
Не примерять, а принимать
Недавно на всероссийской конференции в Ханты-Мансийске прозвучало, что этот северный город уже давно не место для «поработать и пожить» - более 20% населения здесь родились, а 66% живут более 10 лет. Да что говорить, у меня сын родился в Ханты-Мансийске. А недавно водитель такси – молодой мужчина лет 26-30 – рассказал, что знает Ханты-Мансийск вдоль и поперек, потому что родился здесь.
Приезжие люди всегда как бы «примеряют» города на себя – а что школы и больницы, а удобно-не удобно, а где магазины, а далеко почта, а как с ресторанами и т.д. и т.п. А человек, который «здесь родился», ничего «не примеряет», он принимает свой город, потому что часть его.
Безусловно, все мы думаем и заботимся о собственном комфорте, о личном здоровье, о безопасности своих детей. Менталитет восприятия города разный. Ты предъявляешь ему меньше претензий (или это претензии иного качества), потому что ты – часть этого пространства, а значит, все претензии адресованы и тебе тоже.
Опять же, речь не идет о том, чтобы не критиковать власть, либо мириться с чем-то, что тебя не устраивает. Качество этой «критики» меняется радикально. И именно это сейчас происходит в Ханты-Мансийске. Изменилось качество взаимодействия (или противодействия в каких-то точечных моментах) между властью во всех ее проявлениях и жителями города. И это, действительно, очень важный, очень прогрессивный, очень нетипичный для российской действительности итог развития конкретной территории.
Ощущения
Я живу в Ханты-Мансийске не десять пока еще, а восемь лет. Но и в своем случае чувствую, как изменилось отношение к городу и ощущения от него. Он стал родным, это раз. А что такое «стать родным»? Кто-то пошутит: это когда квартира в ипотеке на 15 лет. Не без этого.
Появились любимые места, это два. Кстати, опять же, возвращаясь к конференции, у жителей Ханты-Мансийска есть свои законные любимые места, «места силы». Это очень важные признаки настоящего города, обладающего собственными энергетическими границами (не путать с географическими).
Если есть «места силы», то это уже не некое пространство с офисами, школами, больницами и торговыми центрами, называемое «городом». Это в широком понимании «дом» человека, его родные улицы и любимые скамейки, те дорожки и тропинки, где каждый куст знаком и прочее и прочее. Это целый комплекс ощущений.
Недаром на Руси деревней называлась лишь та, где стояла церковь. И количество дворов при этом неважно. Потому что церковь – это душа русской православной деревни.
Душа Ханты-Мансийска – это субстанция, которая выражена в природе, являющейся неотъемлемой и главной составляющей атмосферы этого города, частью его архитектуры. Это энергия, которая помогает столице нефтяной Югры, сурового сибирского края, промышленного региона, оставаться чувствительным и чувственным городом.
Ну и три – изменилось отношение к городу. Как будто твоя квартира расширила свои границы – до подъезда, двора, а дальше масштаб уже не имеет значение. Если мне не все равно, кто живет через стенку, то мне уже никогда не будет наплевать на городской субботник, митинг, парад и выборы. Это как взросление, только гражданское.
С днём рождения, Ханты-Мансийск. Люблю тебя, мой город.