Писательница Ольга Колпакова: «За Ханты-Мансийск не стыдно»

Известная детская писательница Ольга Колпакова посетила Ханты-Мансийск для участия в проекте «Литстудия «Почерк», который реализуется в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Она провела серию мастер-классов для юных авторов и встретилась с читателями. Самыми тёплыми впечатлениями о визите в окружной центр Ольга Валериевна делится с нашими читателями.
– Знакомство с Югрой у меня началось задолго до приглашения в гости в Ханты-Мансийск. Сборник уральских писателей «Путешествие по Уралу с детскими писателями» не обошелся без легенд о Самоцветном поясе бога Торума. В новогодних книжках у меня есть рассказ о хантыйском Деде Морозе Ики Морозовиче («Дед Мороз и его братья»), о традициях новолетия в Югре («Будущее будет»). Также тянулись какие-то нити в этот край от Шигирского идола, которым мы на Среднем Урале гордимся. Не шутка всё же – самая древняя деревянная скульптура на Земле. Я перечитала кучу книжек по истории и антропологии, пытаясь понять, где же прямые потомки племён, сделавших этого идола, кто сможет расшифровать нам его орнамент. А пару лет назад готовила для журнала «Моя страна. Собери карту России» статьи о народах ханты и манси и о биатлонном центре Ханты-Мансийска. Нельзя было не рассказать об этом крае и его народах и в книге «От Урала до Тихого океана».
И вдруг приглашение из библиотеки, от литературной студии «Почерк», и я уже в небольшом самолёте, с чемоданом материалов для занятий. Встречает меня ночной город красивой подсветкой моста и Археопарком с мамонтами. А с утра – в литстудию. Проекту три года, результаты работы впечатляют. Готовится третий сборник студийцев. Каждый раз очень необычный. У меня в руках «Сказочный путеводитель по Ханты-Мансийску». Видна продуманная, отлично организованная работа над сборником. Ведущие студии Наталья Пивоварчик и Елена Капитанова не только подумали над общей идеей и темами, но и учили юных сказочников основам литературного мастерства. Они приглашали на встречи краеведа, художника, сказителя, актрису, палеонтолога, ботаника. В результате – современные авторские сказки выросли из мифов, легенд, научных фактов. Читатель познакомится с природным объектом или памятником города, увидит его фото и потом уже может прочитать о нём историю-сказку. Попробуй после этого не запомни самые удивительные факты о родном крае. Те самые великаны-мамонты, что приветствовали меня в ночи, оказывается, отливались в Беларуси – только там нашлась такая большая художественная мастерская. Правда, потом их, чтобы привезти… распилили. И соединили уже на месте. Я запоем прочитала подаренную книжку на обратном пути.
Мастер-классы были насыщенными, мы и поиграли, и посочиняли, и разобрали ошибки, ответили на вопросы, и серьёзно поговорить успели. Разговор про связь литературного труда со славой и деньгами был коротким – пришлось разочаровать молодых людей. Литература – дело неприбыльное, и прославиться гораздо быстрее можно сотнями других способов. И в этом ли счастье? Как всегда, дети были замечательные. И пока не запуганные. Встреча в детской библиотеке тоже воодушевила. Здесь были уже малыши, постоянные читатели. Любознательные, активные и весёлые. И про Урал поговорили, и в пиратов поиграли, и камни рассматривали, и призывали дождик и птиц. Хотя для малышей у меня обычно игры и сплошная радость, но тут как-то возникла тема смерти – поговорили, кто сколько хотел бы прожить. Затаив дыхание, посмотрели анимацию по «Полынной ёлке», попросили повторить. Родители потом едва отбились – дети просили книги.
Для меня сегодня встречи с детьми приобрели особую ценность. А подарком от взрослых всегда остаётся знакомство с городом. Вот и в Ханты-Мансийке библиотекари повели меня сначала в этнографический музей «Торум Маа», а затем в Музей Природы и Человека.
В Ханты-Мансийске прекрасные, современные музеи, стоит поехать в эти места, чтобы их посетить. «Торум Маа» - святая гора. Зная историю малых коренных народов России, нельзя не впасть в уныние. Несмотря на современные усилия сохранить языки и культуру ханты и манси, погубленного и утраченного, видимо, не вернуть. «Стыдно было говорить на родном языке, стыдно было называть себя манси, – говорит новый знакомый, интеллигентный человек с высшим образованием. – Я понимать могу, говорить – нет». Так же я пытала и экскурсовода в «Торум Маа» – тоже манси, – по каким крупицам они сохраняют остатки традиционной культуры. Вот шкатулка из корня кедра. Старые мастера делали – ровная, гладкая, из рук выпускать не хочется. Сейчас, если кто и сплетёт – легко отличить, мастерство ушло. Но тут же удивительно – жертвенник в музее рабочий. Да, не все в обряде следует канону, и идолы не совсем правильные, и ленточки не там, но, приезжая в город, люди приходят на священную гору и пытаются говорить со своими старыми богами.
Музей Природы и Человека считается одним из самых современных в России. Без всяких неудобств могут знакомиться с экспонатами люди с ограниченными возможностями. Если из-за слуха, зрения или мобильности вы вынужденно ограничиваете ребёнка в таких выходах – приезжайте в Ханты-Мансийск, здесь о вас подумали.
С каким вкусом и профессионализмом спланированы и составлены экспозиции. Нет ни одного скучного или банального зала. Уникальный скелет степного слона. Интересно, ему дали имя? Это ведь готовый персонаж для книги. И очень захотелось съездить в Чембакчино – деревню, где скелет был найден. Трилобиты – герои книги Светланы Лавровой. Если кто не знал, что это за звери такие, то после шпионского романа-сказки «Трилобиты не виноваты» вы их полюбите!
Я спокойно могла ходить по «звериным» секциям, в которых обычно подёргивает от побитых молью чучел. А тут впервые в жизни мне захотелось прикоснуться к волку, провести пальцем по перьям белой совы.
В залах с историческим и мифологическим временем, как и положено, время течёт по своим законам. Его не замечаешь. Пересказывать не буду, но даже без экскурсии и чтения табличек экспозиция завораживает. Одежда, которую совсем недавно носили, берегли и мечтали передать по наследству. Божки, смиренно покинувшие свои красные углы, свои короба, потому что нечего стало охранять. Замолчавшие бубны. Бывшие игрушки.
В Ханты-Мансийске, в отличие от домов Среднего Урала, три двери в подъезде. Через три двери и заселялся этот край. Ханты и манси не по своей воле забрались в столь суровые края. Близкие их родственники – венгры – пошли другим путём. Но, выдавленные с южного и среднего Урала ханты и манси приспособились, разобрались с угодьями, богами и зверьём. Следующая дверь хлопнула в XX веке. Население Югры увеличилось в два раза, когда сюда отправили раскулаченных крестьян, депортированных калмыков и немцев. Местным журналистам и краеведам на десятилетия работы – разыскать, рассказать об этих семьях, о бессмысленных расстрелах, о до сих пор не осознанном и не принятом до конца преступлении государства. Этой странице истории тоже посвящена отдельная экспозиция. И, наконец, третья дверь – заселение, связанное с разработкой природных богатств Югры. Благодаря им Ханты-Мансийск так разительно отличается от других российских городов с населением около 100 тыс. человек.
У меня в последний год было очень много поездок по городкам Свердловской области. Все они интересные каждый по-своему, и бедны все одинаково. Один из главных показателей благополучия города для меня – фонды детских библиотек и состояние этих самых библиотек. Где-то на встречах дети сидели в верхней одежде – посёлок экономит на отоплении. Где-то в год поступает новинок… восемь экземпляров. За Ханты-Мансийск не стыдно. Всё для работы с детьми, для развития юных горожан город предоставил. Ещё один показатель благополучия города для меня – велодорожки. Они здесь есть. А к ним ещё и стояночки с крышей, столиками и подзарядкой для телефона. Нет засилья пивных лавок – тоже знак здорового города. Зато отличные музеи, спортивные сооружения, концертные залы, театры, многочисленные скульптуры.
Ханты-Мансийск – современный город. И детям не хочется отсюда сбегать, как во многих других городках России. А значит, у города есть будущее. И оно интересное и большое.