«Это не работа – шоколад!» Водитель автобуса – о своей профессии

Охотнее всего Загир Акавов готов говорить о своём новеньком – всего два дня в эксплуатации – автобусе: «Сделали его в Беларуси. Очень хороший, даже не так: он – лучший!» И принимается смахивать салфеткой несуществующую пыль с приборной панели: «Я люблю чистоту!»
Ситуации бывают разные
Мы сидим с водителем в просторном, светлом и нарядном салоне, продуваемом лёгким сквознячком. За окном виден целый ряд новеньких собратьев этого автобуса: Дорожно-эксплуатационное предприятие, которое с 1 августа осуществляет пассажирские перевозки в Ханты-Мансийске, закупило целый автопарк, чтобы полностью удовлетворить потребности города.
Загир не привык к вниманию прессы, а потому в разговоре сильно смущается: «Сам я из Дагестана, из Хасавюртовского района, родители – простые труженики. Я – старший сын в семье, отец получил инвалидность, поэтому мне пришлось рано начать работать. Выучился на водителя, сразу сдал на две категории. Сначала устроился на кирпичный завод, потом водил «маршрутку».
В 2007 году наш герой перебрался в Ханты-Мансийск: позвал живший здесь дядя. Некоторое время возил пассажиров на «маршрутке» у частного перевозчика, а через год перешёл в АТП, где прошёл стажировку на автобусе.
«Сначала работал на «77» маршруте, потом перешёл на межгород, – рассказывает Загир. – Ездил на Нижневартовск, Радужный, Сургут, Челябинск, Тюмень, Омск, Курган – по всем городам Сибири и Урала. А затем меня перевели на район, стал возить людей в Горноправдинск, Урманный, Бобровку».
О проблемах и критических ситуациях, которые неизбежно возникают в профессии водителя, наш герой рассказывает скупо. Мужчине, тем более уроженцу свободолюбивого Кавказа, несвойственно жаловаться: «Конечно, работа тяжёлая. Ну да, и зимой на трассе ломался, и на зимнике застревал, и автобусы горели, и в аварии попадал. Очень много разных ситуаций…»
Из АТП – в ДЭП
Первое время в автотранспортном предприятии особых проблем не возникало, нарастать подобно снежному кому они стали в конце прошлого года. «Зарплата стала мизерной, взнос по ипотеке отдал – оставались копейки. А у меня за месяц по 250-300 часов за рулём! Как такое возможно?! – возмущённо восклицает собеседник. – И у «конторских» отношение к нам, простым работникам, оставляло желать лучшего».
Поэтому в апреле Загир принял решение перейти на работу в ДЭП. И, по его словам, не прогадал. «Сразу понравилось хорошее, уважительное отношение, и зарплата полностью устраивает. Я по-другому стал жить, выходные появились! Смена у меня 11 часов, из них два перерыва на обед. Раньше я просто не знал, что такое премия, а здесь её выплачивают. И даже «13-ю» зарплату обещают! – с немалым удивлением в голосе произносит новое для себя слово собеседник. – Это не работа – шоколад! Разница – земля и небо. Мне очень нравится!»
Наш герой сильно озабочен судьбой своих товарищей, которые остались в АТП, и всеми силами призывает их последовать его примеру: «Ребята подтягиваются, человек 15 уже перешли. Но там осталось ещё больше 20 настоящих профессионалов, а ведь у каждого и кредиты, и ипотека. Напишите в газете, чтобы они переходили в ДЭП – не пожалеют!»
Ответственность – прежде всего
Сегодня он работает на «2» маршруте, два дня через два. Никаких сложностей, о которых стоило бы рассказывать залётным журналистам, у него не возникает. «Ну да, бывает, пассажиры жалуются. Но некоторые люди всегда на что-нибудь жалуются! Я стараюсь никогда не идти на конфликт – не мальчик уже, 40 лет! Улыбаются все – и я улыбаюсь…» - говорит собеседник.
На вопрос об увлечениях Загир честно задумывается, закатив глаза, потом белозубо улыбается и честно признаётся: «Я любитель транспорта! Душой за своим автобусом смотрю – вот моё увлечение! От водителя многое зависит, если постоянно что-нибудь подкручивать, то и техника будет хорошо ходить, а если не смотришь, то скоро встанет. Для меня разницы нет – своя машина или служебная, если я на ней работаю, значит, за неё отвечаю!»
Прочно обосновавшись в Ханты-Мансийске, лет шесть назад Загир оформил ипотеку и купил квартиру. В ней его всегда ждёт любимая семья: жена Яна – она воспитатель в детском саду, 15-летняя дочка Умьят, мечтающая стать врачом, и восьмилетний Мухаммед.
Ответив на все вопросы, собеседник вновь возвращается к наболевшей теме – переходу своих товарищей из АТП в ДЭП. «С новыми силами будем работать на новом месте!» – убеждённо заявляет водитель.
И, глядя в глаза Загира, поневоле начинаешь верить словам этого человека. Простому труженику нет смысла лукавить, обманывая своих товарищей.