Николай Андрейченко: «Если стремишься к цели, будет и результат»

Какие сувениры увозили гости из Ханты-Мансийска лет 30 назад? Меховые поделки и «Язя в томате» – вот, пожалуй, и всё. Сегодня вниманию потенциального туриста предлагается не только огромный ассортимент замечательных поделок из кости, дерева, металла, ткани, но и немалое количество вкусностей, значительную часть которых производит сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Ханты-Мансийский». Сегодня мы беседуем с председателем правления Николаем Андрейченко.
«Хотел заниматься своим делом»
– По традиции начнём наш разговор с корней – родителей, образования и выбора профессии. О чём мечтали в детстве и почему пошли в бизнес, причём столь специфический?
– Родился здесь, в Ханты-Мансийске, учился в 6-й школе. Моего отца, Сергея Николаевича, многие знают, последние 20 лет он возглавляет Ханты-Мансийский рыбокомбинат, является депутатом городской думы. Мама, Марина Сергеевна, бухгалтер. В юном возрасте я мечтал стать президентом, чтобы навести, наконец, порядок в стране, но окончил Югорский госуниверситет по специальности «Налоги и налогообложение».
Уже с четвёртого курса начал работать начальником отдела продаж на рыбокомбинате. Вернее, начал-то с должности экономиста, но быстро понял, что это не моё, мне больше по душе организация производства. Помню, что тогда возникали большие проблемы с продавцами, регулярно выявлялись недостачи. Тогда сам подобрал на работу в магазины продавцов, они и сейчас по-прежнему успешно трудятся у нас. На этом поприще больше ответственности, зато видно, что сделал и что не сделал, что получается, а что – нет. Если стремишься к цели, то будет и результат.
– Что представляет собой ваш кооператив?
– Прежде всего, он состоит из общин коренных малочисленных народов Севера из Ханты-Мансийского и Кондинского районов. Их члены ведут сбор дикоросов в Урае, Болчарах, Каме, Алтае. В окружном центре производим сладкую продукцию – мармелад, шоколад, драже. С запуском нового цеха здесь планируем начать перерабатывать грибы.
– Почему вдруг дикоросы, а не другие, более привычные для нашего региона сферы производства?
– Всегда хотел заниматься своим делом, у отца всё-таки другой путь. В тех же посёлках, где принимают рыбу, созревают и дикоросы – вот и родилась идея их перерабатывать. Вообще, всем этим я начал заниматься ещё с 2008 года. Тогда мы поставили по деревням холодильники, сушилки, котлы и стали готовить свою продукцию.
– И каковы сегодня её объемы?
– Год на год не приходится, в прошлом, например, ждали урожай грибов, а природа распорядилась по-своему – пошли орехи. В лучшие сезоны перерабатываем до 30 тонн грибов, в основном, белых, и около 20 тонн ягод.
– Это предел ваших возможностей?
– Теперь, когда мы оснастили пункты дополнительными холодильниками, можем принимать и больше.
Чем удивят горожан и гостей?
– Насколько охотно население включается в процесс сбора и сдачи дикоросов?
– Очень охотно, ведь это сезонный дополнительный заработок, а расчёт у нас производится сразу, у весов. Многие жители деревень даже специально берут отпуск и проводят его в лесу, ведь таким образом за пару недель они могут получить доход, превышающий их трёхмесячную зарплату. Большая семья в хороший год может сдать до тонны грибов.
Вообще, гриб – очень интересный представитель лесной флоры, каждый год он разный, у него появляются какие-то новые свойства. В прошлом году, например, наблюдалась так называемая скрытая червивость: пока не разрежешь, не поймёшь, насколько он поражён вредителями. А ещё грибы не позволяют медлить, их надо быстро принять, отсортировать и отправить на переработку.
– С дикоросами всё более-менее понятно, но почему вдруг шоколад и мармелад?
– Мы рассматривали разные варианты, но остановились именно на этих видах продукции. Их легко хранить и транспортировать, они не требуют особого температурного режима, наконец, они вкусны и полезны. Как утверждают потребители, наш шоколад с ягелем имеет неповторимый привкус тайги. Производится продукция по классической «гостовской» рецептуре, а какао поступает из Колумбии. Оригинальная упаковка передаёт дух этноса и сказки. Кстати, первую продукцию мы сделали ко Дню рождения округа – 9 декабря 2019 года.
– Наверняка вы уже сейчас думаете над тем, чем будете удивлять покупателей в ближайшем будущем…
– Это действительно так. Регулярно ездим по международным выставкам, например, на «ПродЭкспо», ведь надо понимать, куда двигаться дальше. Последний общемировой тренд – это производство продуктов питания без сахара, и мы тоже двигаемся в этом направлении. Шоколад уже получается, доработаем и совсем скоро направим его в продажу. Технологам дано задание наладить производство мармелада без сахара. Ещё будем поставлять интересное варенье.
«Ханты-Мансийск – моя Родина»
– В последние годы на той же выставке «Товары земли Югорской» всё чаще появляется продукция местных производителей – маринованные грибы, джемы, сиропы и так далее. Вы ощущаете конкуренцию?
– Нет, не ощущаю, у нас другие цели и задачи, другой задел. А вот большие фабрики Томска и Новосибирска могут составить нам конкуренцию. Тем не менее, наш шоколад охотно берут торговые сети Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Ямала.
– Скажите, а у вас есть профессиональная мечта?
– Пожалуй… Наверное, чтобы наша продукция присутствовала везде и была на столе каждой югорской семьи.
– А велика ли ваша собственная семья?
– Жена Анна работает бухгалтером, две дочки-школьницы, Алёна и Арина.
– Чем увлекаетесь в свободное время?
– Рыбалкой, покатушками на снегоходах, да и вообще разнообразными формами семейных выездов на природу.
– Ханты-Мансийск для вас – он какой?
– Прежде всего, это моя Родина. Красивый, чистый, ухоженный город, встроенный в Чугас, в котором нет промышленности, а потому нет и проблем с экологией, в котором всё создано для людей.