Валерий Судейкин: «Покинув пост главы города, я хотя бы выспался…»

Уж кто-кто, а Валерий Судейкин в особом представлении не нуждается. Коренной хантымансиец, он свыше 30 лет проработал на предприятиях «Ханты-Мансийскгаз» и «Обьгаз» и на протяжении шести лет являлся главой нашего города. Своим трудом, неравнодушием, целеустремленностью он заработал немало наград, главной из которых является уважение со стороны своих земляков.
«Сказали, что надо помочь»
– Судя по вашей биографии, немалую роль в юности сыграл спорт. Что явилось тому причиной?
– Вырос я в простой рабочей семье, отец работал механиком-водителем, мама – бухгалтером в электросетях. Учился в седьмой и первой школах, в свободное время занимался лыжами. А чем ещё в то время можно было заняться в Ханты-Мансийске? Так как были определённые успехи в спорте, то после окончания десятого класса меня пригласили поработать тренером детской спортивной школы. В 1967-1969 годы служил в пограничных войсках, а после демобилизации пришёл в только что созданный «Ханты-Мансийскгаз».
– Почему именно туда?
– Да потому что к тому времени там уже работали все мои товарищи. Молодым интересно там, где друзья. Так получилось, что через несколько лет возглавил предприятие.
Не согласен, когда 70-80-е годы нашей истории называют «застоем». Интересное было время. Ханты-Мансийск весьма бурно развивался – в этом надо отдать должное местным советским и партийным органам. Их руководители по-настоящему болели за город, строили при почти полном отсутствии ресурсов, открывали пилорамы, возводили дома. И «Ханты-Мансийскгаз» тоже вносил свою лепту.
– Вы стали главой Ханты-Мансийска в 2001 году, это был весьма непростой период истории как города, так и всей страны. Не страшно было браться за столь неподъёмное дело?
– Не то слово! Никакого желания руководить не возникало, но сказали, что «надо помочь». Когда этот груз свалился на плечи, то порой даже посоветоваться было не с кем. Действительно, в тот момент жить и работать было очень сложно, проблемы возникали буквально везде и по отношению ко всему. Помню, как бунтовал мэр Сургута Александр Леонидович Сидоров: «Не поеду в Ханты-Мансийск, там настолько грязная вода, что её не то, что пить – умываться ею нельзя!»
У людей накопилось множество проблем. Например, в своё время в городе приняли генплан, который десятилетиями не выполнялся. Из-за этого жители в назначенных к сносу районах не могли на своих участках начать хоть какое-то строительство, в развалюхах рождались всё новые поколения. Я тогда был вынужден брать ручку и подписывать разрешения, чтобы хоть как-то обеспечить людям решение жилищной проблемы.
Каждое утро мне клали на стол сводку преступлений по городу: криминогенная ситуация была, мягко говоря, не радужной. Совместными усилиями мы принялись её стабилизировать, например, организовали народные дружины, первыми в округе внедрили участковые опорные пункты как для сотрудников милиции, так и для медицинских работников. Такие действия дали необходимый эффект, и сегодня это начинание успешно развивается.
Постепенно вошли в рабочий режим, разгребли большинство проблем с теплом, светом, землёй, водой, перевели котельные на газ. Округ подключился к решению этих вопросов вместе с администрацией города и муниципальными предприятиями. Появились первые положительные результаты.
Помню, прилетел депутат Госдумы Пётр Станиславович Волостригов и на следующий день говорит: «Ты что тут наделал?! Жду-жду, когда из трубы потечёт грязная вода, а её всё нет!» Кстати, получить чистую воду на водозаборе – это одно, а добиться такого же качества из крана потребителя – совсем другое. Всему виной были старые сети. Мы перекопали все улицы, убрали ржавые трубы и начали прокладывать сертифицированные пластиковые.
Путёвка к Новогодней столице
– Начало «нулевых» – это буквально вал крупнейших мероприятий – фестивалей, чемпионатов, форумов, которые взялись проводить в Ханты-Мансийске. Каким образом власти быстро достигли высокого качества их обеспечения?
– Самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что город обрёл цивилизованный вид. Это складывалось из множества факторов. Например, мы тогда построили первый за 30 лет детский сад «Солнышко». Сделали ливневую канализацию, которая спасает город от подтопления. Спрятали в трубу речку Вогулку, в результате чего появилась возможность благоустроить парк Бориса Лосева. Помню, предложил сделать там ротонду, «как в царские времена», чтобы молодые получили возможность гулять и фотографироваться.
Облик окружного центра постоянно менялся, построили биатлонный центр, мост через Иртыш, заложили Археопарк – все эти элементы стали своеобразной «путёвкой» города к Новогодней столице Сибири. В то время закладывалась основа того, что сегодня имеем – проевропейский город, именуемый «маленькой Швейцарией». Конечно, во многом благодаря правительству округа и губернатору Александру Васильевичу Филипенко.
– Что бы вы назвали самой большой вашей заслугой?
– То, что удалось снять часть бед наших жителей. Сегодня нередко на улице подходят люди и говорят: «Спасибо». Очень этому удивляюсь, ведь многих из них даже не знаю…
– А какие проблемы не удалось решить, что вызывает у вас сожаление?
– Например, в 2004 году в составе делегации побывал в Томском дендрариуме, и тогда появилась мечта создать в нашем парке нечто подобное – под крышей, круглогодичного действия. Много имелось интересных задумок, что-то удалось реализовать, что-то – нет. Болью для меня является состояние лесов «Самаровского чугаса», за которыми надо лучше ухаживать.
«Где родился, там и пригодился»
– Существует устойчивое выражение, согласно которому руководителей муниципалитета называют «отцами города». Вы считаете себя таковым?
– Нет. Просто «где родился, там и пригодился». К тому же, у отца ещё и мать должна быть…
– Что вы почувствовали, покинув пост главы?
– Облегчение. Хоть выспался, наконец. Честно говоря, не завидую теперешнему главе, который практически не бывает дома, с семьёй. Поверьте, эта работа тяжела и психологически, и физически.
Зато теперь появилась возможность понаблюдать за работой администрации со стороны и подсказать какие-то нюансы. Мы иногда советуемся с Максимом Павловичем Ряшиным. Раньше совместно работали в рамках Экспертного совета, сейчас основная нагрузка легла на Общественный совет – это тоже одна из форм управления городом.
– Если не секрет, расскажите о своей семье.
– С женой, Галиной Романовной, на следующий год будем отмечать «золотую» свадьбу. До выхода на заслуженный отдых она работала инженером-связистом. У нас два сына, они предприниматели. Внучкам Меланье, Даше и Марии от пяти лет до 21 года, внуку Валерию – семь.
– Каким увлечениям посвящаете своё время?
– Утром обязательно – зарядка, «скандинавская ходьба», иногда по два часа играем с женой в шахматы, потом – решение бытовых вопросов. С мая по октябрь обитаем на даче, где выращиваем всё – от тыквы до яблок. Так и живём!