Все нашли место в жизни. Своих студентов Александр Салтаганов называет детьми

Студенчество Ханты-Мансийска советских времён имело чёткое разделение по гендерному признаку. «Девчачьи» училища – это «пед» и «мед», юношеские – «гэп», «механа» и «дос», правда, в «кооперации» учились представители обоих полов. Александру Салтаганову в своё время довелось руководить двумя «мужскими» училищами – СПТУ-8 и ГПТУ-10. Накануне своего 75-летнего юбилея он любезно согласился побеседовать о делах давно минувших дней и славном прошлом.
«А мне больше и не надо!»
Дача нашего героя как нельзя лучше характеризует личность своего хозяина. Всё здесь подчинено нескольким критериям – порядку, пользе и… красоте. Мы сидим на лавочке и любуемся аккуратными добротными грядками, на которых бодро тянется к солнышку и наливается спелостью всякий традиционный северный овощ. Всё здесь обихоженное, прибранное, обустроенное. И небогатое.
«А мне больше и не надо, – тихо улыбается хозяин. – Зато всё сделано своими руками, всё – по-моему». Трудовая биография Александра Сергеевича проста и незамысловата, но именно она вызывает подлинное уважение. Родился он в старинном русском селе Селиярово, а потому рано был вынужден познакомиться с тяжёлым крестьянским трудом: «Все ребятишки тогда работали, и я не отставал. В Селиярово имелась только восьмилетняя школа, поэтому в старших классах учился в Сытомино и Луговском. После получения аттестата зрелости, в 1964-1966 годах, учился в СПТУ-8 на тракториста-механизатора лесной промышленности».
А затем была армия, учебный танковый полк, служба в мурманской Кандалакше. А по возвращении в Ханты-Мансийск бравый механик-водитель повстречал директора СПТУ-8 Иосифа Андреевича Никитина. «Он и предложил: «А иди к нам мастером!». Я подумал-подумал, да и согласился попробовать. А потом понял, что нормально у меня с ребятами получается…» - говорит наш герой.
Из «замполитов» – в директора и обратно
Вскоре энтузиазм и трудолюбие молодого специалиста заметили и предложили ему должность заместителя директора по воспитательной работе (в просторечии – замполита) – попробуй, мол! Молодой был, озорной, поэтому согласился.
Александр Сергеевич – очень скромный человек, не привыкший к чрезмерному вниманию к своей персоне, а потому не спешит «растекаться мыслью по древу», на вопросы отвечает чётко, без велеречивости и малейшего самолюбования: «А потом ГПТУ-10 оказалось без директора. Мне говорят: «Надо!» Я и перешёл, с 1987-го по 1994-й руководил училищем».
А теперь вспомните, какими оказались эти годы для истории страны: повсеместный развал экономики, слом всех устоявшихся связей, хаос и неразбериха. Трудно себе даже представить, каково пришлось Салтаганову на этом посту. Но он выдюжил: «Да, в перестройку училище перетащил, конечно, тяжело оказалось. Надо было детей кормить-одевать…»
«Детьми» собеседник называет тех парней, кому довелось – или посчастливилось? – учиться в то время в «гэпе». Благодаря Александру Сергеевичу и его коллегам они получили профессию и нашли своё место в жизни. «Когда училища стали объединять, то подумал и снова перешёл в заместители. А со временем, когда годы стали сказываться, решил поработать с ребятами мастером», - говорит собеседник.
Жизнь прошла интересно
С теплотой в голосе вспоминает наш герой те давно прошедшие времена. «Здесь везде, – Александр Сергеевич обводит рукой вокруг, – поля были картофельные. Каждый год ездили в колхоз на уборочную – в Елизарово, Шеркалы, другие посёлки. Помню, по реке уже лёд идёт, а нас только на «омике» домой вывозят».
Несмотря на постоянное соперничество, представители обоих основных «мужских» училищ – «гэпа» и «механы» – дружили между собой. «В гости друг к другу ходили, то к одним на дискотеку, то к другим. В то время учились настоящие парни, на которых всегда можно было положиться. С работниками сложнее приходилось, чем с ребятами, – признаётся собеседник. – Я как замполит всегда говорил, что воспитательная работа должна ставиться впереди учебной. Поэтому внимательно следили за порядком, раз в неделю обязательно проводили политинформацию и классные часы, причём, иногда вместе с родителями».
Глаза Салтаганова затягивает дымка воспоминаний, когда он начинает рассказывать о том, как каждый день с утра пораньше бежал в общежитие – проверять, как прошёл подъём курсантов, все ли вышли на зарядку, как следят за дисциплиной мастера. И так круглый год!
Шефами ГПТУ являлась РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота, поэтому руководители и педагоги училища каждый год выезжали для проверки того, как курсанты проходят практику – в Нефтеюганск, Сургут, Тюмень.
«Но больше всего мне нравилось обучать вождению на тракторе, когда я работал мастером, – признаётся наш герой. – И очень радовался, когда вскоре ученик начинал вести себя с техникой как настоящий профессионал». В СПТУ практика была другой – на целый месяц разбивалась производственная база на реке Вьюшке.
«Мы были полностью предоставлены сами себе. Валили лес, трелевали, раскряжевывали, вывозили, а потом его покупали люди. Месячный план – 1 тыс. 200 кубов дровянника – шутка ли! А потому в бригаде были и два огребщика, толкатели, бензопильщики. База у ПТУ была богатой», - вспоминает собеседник.
Для души – дача
Киваю на крылечко, задорно сверкающее свежей краской: «Сами всё содержите?»
«Конечно. С 2005 года по здоровью вышел на пенсию и тут осел, участок обиходили. Сейчас жена по болезни дома, поэтому я чаще один управляюсь, хотя дочь хорошо помогает», - отвечает собеседник.
С Галиной Моисеевной (до выхода на заслуженный отдых она трудилась педагогом-филологом) они вместе уже больше полувека. Свадьбу сыграли в далёком 1970 году, потом вместе учились в Тобольском пединституте. Дочь Оксана работает на госслужбе, а ещё род Салтагановых продолжают внучки Лена и Маша, а теперь ещё и правнуки – Паша, Ксюша, Полина.
Дачей хозяева занимаются с 1989 года. Несмотря на возраст, Александр Сергеевич со свойственной ему обстоятельностью сам высаживает и ухаживает не только за огурцами, помидорами, кабачками, но и за цветами. «А как же иначе? Это же для души и сердца! Раньше увлекался охотой и рыбалкой, а потом стало подводить здоровье, поэтому это дело забросил», - отмечает наш герой.
Прощаясь, хозяин деликатно пожал руку и подвёл итог разговору: «В общем, интересная у меня жизнь…»